© А.Чёрный
|
|
|
|
Издательство «Свеча» (1993-2008)
Издательство «Свеча» было основано в Вологде в 1993 году. Его основателями стали супруги Сергей и Галина Щекины. Задолго до создания издательства и одноименной газеты каждый из них имел определенный опыт в издательской сфере, который, впрочем, вряд ли можно охарактеризовать как сколько-нибудь профессиональный и систематический.
В частности, еще в 1971 году Сергей Щекин предпринял попытку издания в Вологде самиздатовского журнала, посвященного поп- и рок-музыке. Вот как описывает это издание Н. Сучкова в статье «Вологодский самиздат»: «Первым в Вологде самиздатовским журналом 70-х стал журнал «Pop-Magazine» - своеобразный фан-клуб для поклонников западной музыки, который кроме статей на музыкальную тематику публиковал переводы текстов песен и объявления об обмене пластинок. Первый и единственный его номер вышел в 1971 году. Молодые Юра Ефремов и Сережа Щекин (им тогда было по 22), слушая радио и настраиваясь отнюдь не на «Маяк», полагали, что многим будет интересно узнать о новинках западной поп-музыки, получить тексты песен, завести друзей из числа поклонников рок-н-ролла, джаза и попсы. На взятой в прокате пишмашинке «Москва» был отпечатан этот номер журнала». Вышел всего один номер «Pop-Magazine», который был размножен на ксероксе в 15 экземплярах. Вскоре о деятельности молодых энтузиастов стало известно в КГБ. По требованию госбезопасности подозрительный самиздатовский журнал был закрыт, хотя никакой политической направленности его публикации не имели.
Галина Щекина также участвовала в самиздатовском движении советского времени. В середине 1980-х, уже на волне перестройки, при ее деятельном участии выходил литературный альманах «Дверца», в котором первоначально публиковались произведения авторов музыкально-поэтического клуба «Кентавр» (И. Метляева, А.Коков и другие).
«Всего было пять выпусков, тиражом от пяти до десяти экземпляров, объем первого номера - 16 страниц, второго - 50 страниц. Альманах печатался на югославской портативной машинке Щекиных «Тревелер де люкс». Перестал он выходить после того, как в 90-м году вышел полноценный альманах «Дверца» объемом более 200 страниц на Вологодском подшипниковом заводе - к 20-летию первого подшипника. Цель издания - опубликовать тех людей, которых не публиковали в городской печати, в частности в газете «Вологодский комсомолец», где нужно было воспевать комсомольскую юность, что удавалось не всегда».
Помимо небольшого издательского опыта создателей, можно выделить несколько предпосылок возникновения издательства «Свеча».
Первая предпосылка литературно-идеологического характера. К этому времени в Вологде, главным образом на волне перестройки, сложилась целая группа независимых литераторов, искавших пути для опубликования собственного творчества. Единственным официальным творческим органом в городе и области тогда была «Вологодская писательская организация» (ВПО), имевшая свою специфику. Она возникла в 1960-е годы и объединяла в основном писателей-«деревенщиков». Главным авторитетом ВПО считался и по сей день считается писатель-классик Василий Белов. Творчество «не-деревенских» авторов не укладывалось в «формат» ВПО, поэтому издательские каналы для них были практически закрыты. Можно отметить, что такая ситуация в начале 1990-х наблюдалась в российских регионах повсеместно, однако в Вологде она приобрела особую остроту вследствие жестко-консервативных установок местной писательской организации, практически монополизировавшей доступ к печатному станку и государственным дотациям. То есть, малые издательства, создававшиеся в то время («Свеча» Г.Щекиной, «Евстолий» Ю.Малоземова) могли рассчитывать на постоянный приток рукописей и авторов (но не на господдержку), а следовательно проблем с заказами на издания не должно было быть. Как будет видно из дальнейшего, издательство «Свеча» (как и «Евстолий») не только не воспользовалось подобной конъюнктурой, но впоследствии и вовсе отказалось от любых попыток коммерческой деятельности.
Вторая предпосылка имеет организационно-технический характер. Имеется в виду появление в это время настольных издательских систем, что значительно упростило и удешевило производственный процесс. И, конечно, следует учесть общий подъем предпринимательской активности в конце 1980-х – начале 1990-х годов.
В 1993 году Галина Щекина, работавшая в это время корреспондентом в газете «Вологодский подшипник», была уволена по сокращению штатов. Издание газеты казалось ей тогда возможностью (хотя и очень смутной) поправить материальное положение семьи и реализовать свои общественно-литературные амбиции. Как позже признавалась Г. Щекина, газета изначально предполагалась «для людей».
Издательство было официально зарегистрировано в организационно-правовой форме «Семейное частное предприятие» (СЧП). В Региональной инспекции по защите свободы печати и массовой информации (г. Тверь) был получен регистрационный номер Т-0219, под которым СЧП «Свеча» имело право издавать одноименную газету. Спустя два года выяснилось, что под таким же названием зарегистрировано еще одно издание, бульварно-эротического характера, в связи с чем тверская инспекция потребовала от СЧП сменить «вывеску», однако Г. Щекина отказалась. Впоследствии пренебрежение «формальностями» еще сыграет свою роль в судьбе издательства «Свеча», а в конечном итоге приведет к его юридической ликвидации.
Летом 1993 года вышел в свет первый номер газеты «Свеча». Ее издатели тематический принцип организации материалов. Каждый отдельный номер посвящался определенному событию или теме. С точки зрения менеджмента и маркетинга, в сути своей это была довольно грамотная идея. Такой принцип организации материалов в идеале позволяет для каждого отдельного номера издания находить своего целевого покупателя. Однако практическая реализация этих принципов на первых порах была не слишком удачной.
Первый номер был целиком посвящен бардам и был приурочен в Шестому фестивалю бардовской песни на реке Петух. В редакционном обращении о смысле названия и идеологии издания говорилось: «Название многозначное и газета будет иметь многопрофильную направленность. Этот номер бардовский. Затем будут литературные, художественные, театральные, музыкальные… Газета «Свеча» не для всех и не про все. Она не будет продаваться в киосках «Роспечати». Она будет появляться там, где она найдет благодарных читателей, которые помогут ей взлететь и засветить». То есть изначально предполагалось, что газета не будет ходким товаром. Сбыт осуществлялся своими силами. Причем ценность материалов первого номера была жестко привязана к конкретному месту и времени. за пределами фестиваля этот продукт оказывался никому не нужен. То есть 2000 экземпляров газеты предполагалось распространить за три дня на небольшом пятачке в Шекснинском районе. Естественно, такая рискованная затея не могла не провалиться. Ее статьи оказались не интересными для большинства потенциальных покупателей: «В газете были авторы только вологодские, а на слет приезжали из Воркуты, Питера, Мончегорска, Апатитов... Вологодских все эти асы и так уже знали. Я сама была тогда намного уже той реки, в которую влилась. После первой встряски муж заметно охладел к бумажному детищу».
В первом номере были опубликованы стихи вологодских бардов и интервью с ними. Кроме того, был размещен небольшой редакционный материал, посвященный проблемам авторского права в связи с принятием «Закона об авторском праве». На последней полосе имелся раздел объявлений, среди которых не было ни одного коммерческого. Одно из них приглашало к сотрудничеству распространителей, обещая 20% скидки при покупке 20 экземпляров и более. По-видимому, этот призыв остался без ответа.
В художественно-техническом отношении первый номер был выполнен на обычном для тех лет полиграфическом уровне: черно-белая офсетная печать, антиквенные шрифты типа «Таймс». Логотип «Свечи» специально разработала художница Татьяна Шмелева. Оригинал-макет был выполнен «Информационно-полиграфической службой» подшипникового завода, на котором Г. Щекина ранее работала в отраслевой газете. Напечатана газета в областной типографии, к тому времени акционированной как ТОО «Полиграфист».
Второй номер приурочили ко дню города. Распространение его также велось самостоятельно и не слишком успешно: «Второй номер сделали ко дню города. Решили устроить хождение в народ. Каждый взял по сумке на колесах газет. Муж стоял на площади у Софийского собора, а я в городском парке». На этом этапе «Свеча» еще пыталась завязать отношения с Вологодской писательской организацией. На первой полосе было опубликовано интервью с ответственным секретарем ВПО Александром Грязевым.
Основное содержание номера составили литературные произведения вологодских поэтов и прозаиков: М.Сопин, И.Метляева, М.Жаравин. на последней полосе газеты была открыта новая рубрика, ставшая в «Свече» постоянной: «Вологодская художественная библиография». В №2 в этом разделе были опубликованы сведения о примечательных художественных изданиях, выпущенных в Вологде и за ее пределами в 1990-1993 годах. Комментарий к этой библиографии, написанный Сергеем Щекиным под псевдонимом «С. Фаустов» (в дальнейшем этот творческий псевдоним станет для него постоянным), весьма примечателен. В нем он отмечает: «К 1993 году особенно заметно сокращение тиражей и объемов книг. С одной стороны, сейчас стала абсолютно доступной полиграфия. Любой желающий, написав даже один рассказ, может тут ж его издать брошюрой». Далее С. Фаустов как будто описывает будущую судьбу издательства «Свеча»: «…бывает издание без издательства, без номера ISBN, без ссылки на авторское право, как некая документация. С другой стороны, авторы, подсознательно понимая трудности реализации своих книг, занижают тиражи, доводят их до объема размещения в чемодане». Из дальнейших рассуждений автора видно, что уже в то время хозяева учредители СЧП «Свеча» понимали всю сложность стоявших перед ними маркетинговых задач: «…сокращение книжного рынка вологодских литераторов отчасти связано с практически полным отсутствием работы по распространению книг. Нужны ярмарки, выставки, аукционы… Нужны литературные агенты, а для этого нужно быть хорошим менеджером, этому нужно учиться». Свою роль в этом процессе «Свеча» видела в качестве объединяющего центра, газеты-агента для местных литераторов. Связь читателя и авторов должна была осуществляться путем подписки на издания, объявления о которой публиковались бы в газете «Свеча». К сожалению, замысел этот так и не стал реальностью. Сама газета, а впоследствии и журнал «Свеча», расходилась плохо, так что вряд ли могла идти речь о привлечении общественного внимания к местной литературе.
Экономическое положение газеты после издания второго номера было катастрофическим. Чтобы его напечатать, супругам Щекиным пришлось привлекать собственные и заемные средства, вплоть до заклада своего имущества. Вырученных от продажи газеты денег едва хватило на покрытие долгов. В целом же, «Свеча» оказалась убыточной. Бульшая часть обоих тиражей была не распродана. В этот момент необходимо было принимать решение: закрывать газету и сворачивать дела или попытаться найти свежую идею. И она была найдена.
Третий номер «Свечи» вышел с приложением, которое оказалось экономически эффективнее самой газеты. Г. Щекина описывает это так: «Очень интересная история была с выпуском карты «Вологда с птичьего полета», которая вышла как приложение к «Свече» в 1993 году. Муж нашел фотохудожника Л.В. Старикова, обладателя уникальной карты: Вологду, точнее ее исторический центр, снимали с вертолета, а потом по этим фото художница Ронжина сделала большой рисунок. Рисунок и был положен в основу карты. Деньги Щекин искал у десятков рекламодателей, которых и обозначил рядом с картой. Тираж - 20 000. Чтобы продать, муж придумал потрясающую игру - нужно было найти литературные точки и как можно быстрее соединить между собой по улицам. Местное ТВ объявило конкурс, люди для участия покупали карты, увлеклись и присылали ответы, то есть все получалось, как задумано. В качестве приза был дорогой магнитофон, который достался скромной школьнице». Можно сказать, карта спасла газету. На ее обороте были напечатаны рекламные модули, а привлечение внимания к изданию через городской телеканал сделало ее еще более популярной. Чего не скажешь о самом третьем номере, который был целиком посвящен областному семинару молодых литераторов. Примечательны отклики читателей газеты, опубликованные на первой полосе: «По нынешним временам газета – тяжелое и малодоходное, даже разорительное предприятие. К тому же, «Свеча» коммерсантам не светит…» (Н. Петрашова); «Старая литература кончилась, новая в переломном состоянии. Публикуя новые произведения, «Свеча» даст серьезное представление об авторах, пишущих сегодня» (М. Сопин).
После третьего номера, который был обозначен как сдвоенный (№3/4), вышел №5. Это был единственный номер «Свечи», изначально задуманный как коммерческий проект. Он был приурочен к проходившим в Вологде «Шаламовским чтениям» и был полностью посвящен им и творчеству Варлама Шаламова. Всей творческой частью номера заведовал один из организаторов чтений журналист Валерий Есипов. С. Щекин работал с рекламодателями: Фонд «Наследие», «Хопер-Инвест», ОАО «Вагрон», Телеканал «Вологда», НФ «Нерль-ЛТД», «Агропромбанк». В результате спонсорской поддержки удалось издать 12-страничный номер тиражом в 20 тысяч экземпляров. Номер был сверстан с помощью издательской системы Aldus PageMaker 4.0. В издательстве появился компьютер.
Номер расходился во время чтений неплохо, однако его 20-тысячный тираж оказался для семейного предприятия просто неподъемным. Распространение газеты пытались наладить чрез «Роспечать», однако распространитель установил 100-процентную наценку: газета по такой цене не разошлась и практически полностью была возвращена издателям. В довершение всего были начислены штрафные санкции. «Теперь видна и причина финансового краха «Свечи» - штрафы и пени превысили денежный оборот от продаж, к тому же бухгалтер требовала зарплату за то, чтобы оформить все эти пени как угодно банку. И мы платили ей уже с зарплаты мужа в институте. Иначе она не возвращала папки с платежками. Это и был, собственно, конец».
Шестой и седьмой номера «Свечи» вышли в 1994-1995 годах уже неофициально. Напечатаны были ксерографическим методом. Седьмой номер в виде небольшой журнала (300 экз., типография ОАО «ВКК»). В седьмом номере была напечатана очередная библиографическая подборка за 1994-1995 годы. В ней впервые упомянуты книжные издания, выпущенные «Свечой» самостоятельно или совместно с таким же малым издательством Ю. Малоземова «Евстолий»:
Щекина Г. Бася и компания или десять несказок про девочку. – Вологда: «Свеча», 1995;
Адлер Н. Доверчивость: Стихи. – Вологда: «Свеча»-«Евстолий», 1995;
Алексеев А. Ветер в подворотне: Избранные произведения. – Вологда: «Свеча», 1995;
Архипов В. Страсти по Эвтерпе: Стихи. – Вологда: «Свеча»-«Евстолий», 1995 и другие.
Всего в 1995 году при участии и под маркой «Свечи» вышло 10 наименований книг. Основу репертуара издательства составила местная художественная литература: малотиражные брошюры с обложкой внакидку. Все издания выпускались за счет средств авторов. На них же лежала ответственность за дальнейшее распространение тиража.
Собственно с этого времени СЧП «Свеча» превращается в полуфантомное предприятие, печатающее свою продукцию небольшими тиражами в виде «самиздата»: без документации, ISBN, а порой и без редактуры и корректуры. Деятельность издательства и ее главного редактора Г. Щекиной можно охарактеризовать как «подвижническую», а не «экономическую»: «Жизнь доказала мне: не надо никаких газет, никаких журналов. Только книжки авторам в мизерных тиражах, на их мизерные гроши».
На этом «газетно-журнальный период» в истории «Свечи» практически завершился, так как журнал выходил еще несколько раз, но по своей сути напоминал уже не периодическое издание, а тематический альманах или сборник. Всего к 2008 году, когда «Свеча» прекратила свое существование, вышло 12 выпусков.
Несмотря на все неудачи, «Свеча» все это время оказывала существенное влияние на общественную жизнь Вологды. Упоминания о ней в местной прессе хотя и немногочисленны, но позволяют говорить о том, что многие воспринимали журнал и газету вполне серьезно. Так О. Ларионов писал в «Вологодском комсомольце»: «По своей тематике «Свеча» тяготеет к «Литературной учебе». Большинство авторских имен неизвестны читателям. Их литературные опыты сопровождаются рецензиями и комментариями вологодских писателей - В. Белова. Ю. Леднева, О. Фокиной, В. Обочурова. Помещены в разделе критики литературоведческие статьи преподавателей Вологодского пединститута С. Баранова и Е. Островского». Корреспондент «Красного севера» В. Старкова озаглавила свою статью «Свеча номер шесть как общественное явление»: «Авторов много для 62 страниц альманаха, где и поэзия, и проза, и бардовские стихи, и художественно-исторический экскурс в мир былин, и конспекты повести, и сказки-несказки, и просто журналистские заметки, и материалы из архива. Но примечательно, что все - критика, слово о себе, точка зрения - от души. Не избитые фразы, а от сердца идущие, словно стоят говорящие у открытого свободного микрофона». Журнал доходил до районов, вызывая отклики в местной прессе. Местные же литераторы, естественно только приветствовали появление журнала: «Родители журнала проявили героизм, сумев среди хаоса идей и бюджетов, на сплошном энтузиазме выпустить такого симпатичного толстячка (толстячку)».
С 1995 года издательство «Свеча» начинает выпускать книги. Хотя собственно книгами в полном смысле этого слова подобную продукцию назвать нельзя по нескольким параметрам. Первый параметр – технический. Практически все издания за редким исключением выпущены в виде брошюр с обложками внакидку.
Второй, наиболее важный параметр – организационно-юридический. На книгах издательства отсутствуют международные книжные номера (ISBN), так как «Свеча» изначально была зарегистрирована как газета и обладала только выданным Тверской инспекцией номером, предназначенным для периодического издания. Соответственно издательством постоянно нарушался закон «Об обязательном экземпляре». Издания «Свечи» не учтены в книжной палате РФ, не включены ни в один официальный библиографический обзор, кроме краеведческих обзоров Вологодской областной универсальной научной библиотеки (ВОУНБ). По этой причине оценить реальные масштабы издательской деятельности «Свечи» не представляется возможным.
Данные о книгах и журналах в систематизированном, хотя и неполном виде содержатся в каталогах ВОУНБ. На основании этих данных, можно судить о том, что за 15 лет деятельности это убыточное непрофессиональное издательство выпустило в свет более 150 наименований различной печатной продукции. Лишь на отдельных экземплярах ставился номер, выданный в 1993 году Тверской инспекцией. Если говорить о книжных изданиях, то бульшую часть репертуара (свыше 100 наименований) составляют авторские сборники стихов и прозы. Некоторые из авторов даже переиздавались (В.Архипов, М.Сопин и др.). Все эти книги были напечатаны ксерографическим, ризографическим или типографским способом на средства авторов. Выгоды от их издания издательство не получало, реализуя лишь свою просветительскую благотворительную миссию.
«Свеча» опубликовала несколько литературных сборников: «Пленник реки: вологодский верлибр»; «Под веселое играньице чего сказать хочу..» (Сборник частушек, посвященный 70-летию Вашкинского района); «Семизерье» (Стихи кадуйских авторов) и др.
Среди книжных изданий есть и серии. Например, литературоведческие выпуски «Крупным планом», посвященные отдельным литераторам Вологды. Выходили под маркой «Свечи» мемуары и теоретические литературоведческие работы.
Приток авторов в издательство в течение 15 лет не прекращался. Г. Щекина самостоятельно находила тех, кто хочет издать собственную книгу, или же работала со сторонними заказами. Стоимость услуг издательства практически равнялась себестоимости книги, поэтому никакого дохода «Свеча» никогда не приносила.
Особняком в общем репертуаре стоят книги, выпущенные «Кадуйским экологическим центром». Его руководитель Т. Гогулина обратилась к Г. Щекиной с просьбой выпустить свою книгу о природе Кадуйского района в издательстве «Свеча». Получив согласие, она затем, без ведома издателя, выпустила в 1998-2000 гг. в Кадуе под маркой издательства более 30 наименований различной литературы на эколого-просветительские темы. Только после многочисленных протестов Г. Щекиной использование названия прекратилось. Этот эпизод наглядно показывает, насколько «самодеятельно» работала «Свеча» все это время. Издательство по сути находилось вне правового поля.
Нужно отметить, что многие литературно-художественные издания были выпущены «Свечой» в сотрудничестве с еще одним малым издательством Вологды – «Евстолий». Едва ли не половина каталожных наименований продукции обозначена двойной маркой: «Свеча-Евстолий».
Деятельность издательства «Свеча» была прекращена в судебном порядке в 2008 году. Поскольку периодическое издание с таким названием к этому моменту уже давно не выходило, областной суд по иску регистрационной службы обязал Г.Щекину отказаться от использования данного названия. Также была признано незаконным и использование наименования СЧП «Свеча», поскольку в настоящее время подобная организационно-правовая форма (семейное частное предприятие) не предусмотрена законом. С 2008 года Г.Щекина выпускает литературный альманах «У», обозначенный как вологодский выпуск журнала «У», официально зарегистрированного в Израиле. Таким образом, издательство «Свеча» фактически просуществовало 15 лет, успев выпустить около 200 наименований различной печатной продукции, однако так и не стало эффективным предприятием.
|
|
|
|
|
|
|
|